Форум » Фильмы » Ходячий замок » Ответить

Ходячий замок

Бланкафлор: Аниме Хаяо Миядзаки по мотивам романа Дианы Уинн Джонс. Софи Хаттер живет в сказочной стране Ингарии, работает в шляпной мастерской. Однажды в мастерскую пришла дама и стала ругать товар. Софи не осталась в долгу, ответив грубиянке дерзостью. Если бы Софи знала, с кем связалась, она вела бы себя осторожнее. Потому что дама оказалась могущественной Ведьмой Пустоши. Чтобы отомстить Софи, она превратила ее в 90-летнюю старушку. В поисках спасения Софи приходит в загадочный Ходячий замок, принадлежащий волшебнику Хоулу, которому служит огненный демон Кальцифер. Когда-то давно, чтобы спасти Кальцифера от смерти, Хоул отдал ему свое сердце. Теперь, по законам магии, Кальцифер находится у Хоула в услужении. Хоула такое положение дел вполне устраивает – но вот Кальцифер только и мечтает о том, чтобы освободиться от «рабства». Но для этого нужно вернуть Хоулу его сердце, чего сам Кальцифер сделать не может...

Ответов - 14

Erno: Миядзаки в своей трактовке «Ходячего замка» занимательно перевернул многие сказочные каноны.

Бланкафлор: Насчет перевернутых канонов - согласна. Только, по-моему, перевернул их не Хаяо Миядзаки, а Диана Уинн Джонс - автор книги "Ходячий замок". Или Вы заметили в аниме что-то, что перевернул именно Миядзаки?

Erno: Уинн Джонс, на мой взгляд, пересказала «Джен Эйр», изрядно подсыпав туда магии. Но красиво пересказала, не вопрос. У Миядзаки же вообще песня и пляска. Кто у него до поры до времени играет роль капризной прекрасной принцессы, которой добиваются и домогаются (с разными целями: спасти и уволочь к алтарю, надавать астральных пинков и таки вытащить за шиворот из болота, выкрасить и выбросить попользоваться и выкинуть) благородные и коварные незнакомцы? Хаул играет. Ну да, алкают его внимания незнакомки, но сути дела это не меняет.


Бланкафлор: Erno пишет: Кто у него до поры до времени играет роль капризной прекрасной принцессы А вот на эту сторону фильма, честно говоря, до сих пор не обращала внимания. Наверное, потому что не слишком любила в детстве сказки про "капризных принцесс и благородных незнакомцев". А для меня в этой истории главной была линия Хоула. Не отношения между Софи и Хоулом, а именно личность Хоула. Немного найдется персонажей, не имеющих сердца - но сумевших полюбить девушку.

Erno: Немного найдется персонажей, не имеющих сердца - но сумевших полюбить девушку. Вот это как раз частый ход в правильных сказках о заколдованных героях: нужно начать меняться самому - и только тогда поможет волшебная палочка ну или там другой магический артефакт. А иначе это компьютерная игра получается. Типа «потерял ману и хиты душу» - «набрал ману и хиты вернул душу». С Хаулом с любовью вопрос ооочень непростой. Кстати, он завязан на вопрос о Хауле и магии. А вылезет эта связь, если подробно разобрать миядзаковскую версию появления Кальцифера и уже на основе этой версии прикинуть, так ли сильно лжёт миядзаковская же госпожа Салиман, когда утверждает, что Хаул - её лучший ученик.

Бланкафлор: Erno пишет: С Хаулом с любовью вопрос ооочень непростой. Кстати, он завязан на вопрос о Хауле и магии. А вылезет эта связь, если подробно разобрать миядзаковскую версию появления Кальцифера А можно здесь разобрать? А то, если честно, я не совсем поняла намек.

Erno: А можно здесь разобрать? А то, если честно, я не совсем поняла намек. Да, конечно. Как можно судить по многим сценам (если нужно, я потом перечислю; могу даже скриншоты повесить для подтверждения моих слов), когда Салиман колдует, её магическая сила принимает облик падающих / пляшущих звёзд. При этом звёзды - марионетки. Они могут двигаться и что-то такое делать, но у них нет своей воли и они все одинаковые. Когда Софи попадает в воспоминания Хаула, она видит ровно такие же звёзды. А с той самой звездой, которая будущий Кальцифер, получилось, на мой взгляд, вот что. Хаул увидел, что она сейчас уничтожится (тут не корректно говорить «умрёт», потому что умереть может только живое, а оно пока не живое). И Хаул не захотел, чтобы она исчезала. И не захотел так сильно, что стало по слову его: «что-то» стало «кем-то», то есть сгусток магической силы стал живым существом. И вот чтобы это новосотворённое живое существо не умерло (теперь уже можно употреблять это слово, ага), Хаул и отдал ему своё сердце. Этот импульс, на мой взгляд, продиктован если и не любовью, то уж точно жалостью и, что важнее, готовностью пожертвовать собой ради объекта этой жалости. То есть ученик (или в тот момент даже не ученик) Салиман смог из неживого сделать живое, с волей и разумом. Вот я не помню, могла ли Салиман сотворить из неживого живое.

Бланкафлор: Интересное наблюдение! Мне даже никогда в голову не приходило, что это Хоул в аниме сотворил Кальцифера. Но мне тоже всегда казалось, что Хоул сохранил способность любить именно потому, что расстался с сердцем ради спасения жизни другого существа.

Erno: Именно так. С Хаулом, кстати, сопоставлена Ведьма Пустошей, которая заключила сделку с демоном (и тоже, видимо, отдала ему сердце). Ну и поскольку она это сделала ради силы, получила она не друга (а Хаул и Кальцифер ещё и друзья, там всё ж таки речь идёт не только о работе), а натурального вампира, который пожрал даденное ему сердце и потихоньку допивает остатки сил из Ведьмы. Ведьма, кстати, и сама примерно такая же, то есть ей нужно время от времени лопать чужое сердце... а сил от этого уже не прибавляется. И только когда она сама, по доброй воле, возвращает сердце Хаула, она и разрывает свой собственный порочный круг. Вообще Миядзаки велик и могуч тем, что среди его героев почти нет безнадёжных, которые настолько глубоко погрязли, что спастись уже не могут. Большая часть его героев таки вытаскивают себя и друг друга (а иногда враг врага) наверх, к свету. Ну и тему спасения души через самопожертвование (или хотя бы наступания на драгоценные собственные интересы) Мияздаки прорабатывает много и со вкусом. Во всю силу и в самых разных вариантах она, на мой взгляд, заявлена в «Порко Россо», но и из «Ходячего замка» её невозможно выкинуть: без неё всё развалится.

Бланкафлор: Erno Вы прямо озвучиваете мои мысли. Только делаете это гораздо лучше, чем я:)

Erno: Спасибо. Это, в общем, не первый год раздумий над «Ходячим замком». Кстати, теперь мне наконец-то стала видна ещё одна параллель между «Замком» и «Порко Россо». Так что благодарю за подкинутую идею.

Бланкафлор: Кстати, что Вы думаете о возрасте Кальцифера? В аниме мне показалось, что он не старше Хоула, а в романы Дианы Уинн Джонс его постоянно называют "старым демоном". То есть я понимаю, что если Хоул дал жизнь Кальциферу, то Кальцифер никак не может быть старше своего создателя:) Но ведь у демонов возраст исчисляется иначе, чем у людей.

Erno: Я посмотрю, что говорится о возрасте Кальцифера в книге. По-моему, в книге-то ему не Хаул дал жизнь, так что в книге Кальцифер вполне мог быть старше. В книге у Кальцифера почтенный возраст, потому что «кто сорвал звезду с небес» (или как там оно было) - это стихотворение не ХХ века. И там речь идет, если я помню, не о будущем, а о настоящем. Если у вас под рукой есть английский текст, выложите цитату? Если нет - я посмотрю дома.

Бланкафлор: Erno пишет: сли у вас под рукой есть английский текст, выложите цитату? Увы, английского текста нет не только под рукой, но и вообще.



полная версия страницы